.
Задать
вопрос

Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века

Город - История - История Нижегородской ярмарки - Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века

История Нижегородской ярмарки (продолжение).

Архитектурный ансамбль ярмарки конца XIX - начала XX века.

Конец XIX - начало XX века можно охарактеризовать как период экономического расцвета Нижегородской ярмарки. ярмарки, который к концу XIX века стабилизировался в пределах 160-180 млн.рублей, в начале XX века стал возрастать. Наивысшего уровня он достиг в 1909 году, годовой оборот тогда составлял около 200 млн.рублей. Этот период был отмечен дальнейшим уплотнением застройки ярмарки и повышением комфортности проживания и обслуживания ее посетителей.
В 1886 году был утвержден последний план Нижегородской ярмарки, по которому предполагалось осуществить обширное каменное строительство на свободной северо-западной территории, простиравшейся до села Гордеевки. Около армянской церкви проектировался большой прямоугольной формы пруд.
Также намечалось сооружение каменных складов на Сибирской пристани и территории гостиного двора вдоль Бетанкуровского канала и набережной Оки. К важным изменениям, предусмотренным планом, надо отнести расширение зоны, приспособленной для развлечений. Ей отводилось обширное место около Мещерского озера. На ее территории находилось две плошали - Самокатная и Новосамокатная - для увеселительных балаганов. Главным зданием этой зоны должен был стать цирк. По этому плану ярмарка застраивалась до 1917 года.
Самым важным событием 1880 - 90-х годов в развитии ярмарки как архитектурного комплекса явилось строительство новых зданий и реконструкция отдельных старых в районе гостиного двора.

Спасский собор и колокольня.
Спасский собор и колокольня.
Фасады. Проект.
Арх. П.Малиновский, Е. Мичрин. 1901 г.

К середине 1880-х годов Спасский собор и административные корпуса требовали полной перестройки. Вопрос о сохранении классицистического ансамбля в центре ярмарки не ставился, и председатель Московского архитектурного общества Н.В.Никитин высказал мнение о необходимости его разрушения. Основной причиной этого он считал не столько конструктивную неустойчивость здания, сколько несоответствие его архитектурным вкусам данного времени. Но собор было решено не разрушать, и в 1886 - 1889 годах были проведены работы по его укреплению под руководством Килевейна. Благодаря своему инженерному таланту, Килевейну удалось спасти и сохранить это прекрасное творение Монферрана. К сожалению, подобное отношение к зданиям проявлялось не всегда.
Когда в 1899 году угроза разрушения нависла над колокольней при Спасском соборе, его близость потребовала от архитекторов П.П.Малиновского и Е.М.Мичурина создать новую колокольню, стилистически сходную с ним по своей архитектуре.
В 1906 году колокольня была выстроена. Подобная перестройка ожидала и мечеть. Тенденция разрушения целостности архитектурного ансамбля, созданного Бетанкуром в 1824 году, в значительной степени проявилась при перестройке Главного дома. В конце 1880-х годов в докладе комиссии по перестройке Главного дома говорилось, что "никаким ремонтом нельзя достичь того, чтобы дом и флигеля были приспособлены к современным требованиям ярмарки... Сочли более рациональным разобрать существующее здание".
На конкурс было прислано 26 проектов из десяти городов, в том числе 8 проектов из Москвы, 5 - из Петербурга, 6 - из Нижнего Новгорода.
Выбор жюри был остановлен на проектах, выполненных в формах древнерусской архитектуры XVII века. Древнерусский стиль наиболее отвечал вкусам московского купечества, которое было полновластным хозяином на Нижегородской ярмарке.

Вид на Главный дом с площади.
Вид на Главный дом с площади.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

Первую премию получил проект, выполненный архитекторами А.И. фон Гогеном, Г.А.Трамбицким и К.В.Трейманом. Для строительства дома была образована комиссия из числа богатых нижегородских купцов: Н.А.Бугрова, Я.Е.Башкирова, М.П.Курбатова и других. Закладка здания состоялась 22 июня 1889 года. Главным строителем дома был К.В.Трейман, его помощником - ярмарочный архитектор Н.П.Иванов.
Строительство велось около года, и 15 июля 1890 года, в день открытия ярмарки, произошло торжественное освящение нового Главного дома. Перестройка здания обошлась купечеству почти в 500 тысяч рублей. Здание имело грандиозные размеры и входило в число крупнейших пассажей России. Первый этаж занимали 70 крупных магазинов, второй - ярмарочная контора и комитет, отделение госбанка, почта, телеграф, а также ресторан с залом и шестью кабинетами. Центральная часть второго этажа была отдана под зал общественных собраний, который получил название Гербового, поскольку решетка его балкона была украшена гербами губерний Российской империи.
Наряду с богатым архитектурным обликом здание имело техническое оснащение и благоустройство, соответствовавшие самым высоким требованиям того времени. Помещения его освещали 500 электрических ламп и 15 больших фонарей. Для этого рядом с Главным домом было построено здание электрической станции, впоследствии обслуживавшей всю ярмарку. Имелись телефон, водопровод, канализация, проезды к зданию были замощены, вокруг него были разбиты скверы с газонами, а площадь перед главным входом украшал чугунный фонтан, установленный в 1869 году.
В это же время на берегу Бетанкуровского канала было закончено строительство около 20 каменных мануфактурных складов в соответствии с планом ярмарки 1886 года.
В 1880 - 90-е годы на ярмарке было предпринято каменное строительство народных столовых ( деревянные постройки их существовали с 1871 года). Наиболее архитектурно оформленным являлось здание двухэтажной столовой, выстроенное в 1894 году на набережной Оки между Макарьевской и Крестовоздвиженской часовнями. К интересным архитектурным сооружениям относились также многочисленные пожарные депо.
В 1888 году в соответствии с последним планом ярмарки завершилось строительство каменного цирка. Поставленный в конце Нижегородской улицы, он вместе со зданием театра являлся основным местом культурного развлечения публики. Цирк, именовавшийся цирком братьев А.А. и П.А. Никитиных, состоял из основного зала на 1000 зрителей, имевшего план в форме круга диаметром 42 метра, и прямоугольного выступающего объема, в котором размещались подсобные помещения (архитектор Н.П.Иванов).


Блиновский пассаж.
Блиновский пассаж.
Фото М.П.Дмитриева. Конец XIX века.

В связи с развитием капиталистических форм торговли в 1880 - 90-е годы на ярмарке были открыты отделения восьми крупнейших банков России: Государственного, Сибирского торгового, Казанского купеческого, Волжско-Камского коммерческого, Московского торгового, Московского торгово-промышленного товарищества, Московского купеческого и Московского Азовского.
На ярмарку прибывало огромное количество людей, и поэтому интенсивное развитие получила сеть гостиниц и зданий гостиничного типа.
В период проведения ярмарки Рождественская улица и Окская набережная становились как бы частью огромного ярмарочного организма. На Рождественской улице, на всем ее протяжении, сложилась сплошная линия гостиниц, ресторанов, и т. д., а в начале XX века на этой улице был образован деловой центр с многочисленными пароходными и нотариальными конторами и крупными, престижными зданиями банков.
Одним из наиболее значительных сооружений на Рождественской улице стал доходный дом купцов Блиновых, так называемый Блиновский пассаж, выстроенный Килевейном в 1878 году по проекту петербургского архитектора А.К.Бруни. Громадный объем этого здания вместил в себя многие магазины и склады, конторы, гостиницу, ресторан, телеграф, в том числе и пассаж, примыкавший к зданию сo стороны откоса.

Страница подготовлена по материалам книги: Сергей Шумилкин. "Нижегородская ярмарка".

 

Поделиться с друзьями:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?

Регистрация


Логин:*
Пароль:*
Повтор:*
Эл. почта:*
ФИО:*
Адрес:*
Телефон:
* — обязательные для заполнения поля